Требования по обеспечению транспортной безопасности для строящихся объектов транспортной инфраструктуры
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2016 № 29 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства и требований по обеспечению транспортной безопасности объектов (зданий, строений, сооружений), не являющихся объектами транспортной инфраструктуры и расположенных на земельных участках, прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры и отнесенных в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации к охранным зонам земель транспорта.
В частности, предусмотрено, что застройщик объекта транспортной инфраструктуры устанавливает предварительную категорию строящегося объекта, исходя из количества категорий и критериев категорирования,
установленных Федеральным законом «О транспортной безопасности», сведений о месте проведения строительных работ, технических и технологических характеристиках такого объекта транспортной инфраструктуры.
Проектирование объектов осуществляется с учетом их предварительной категории или присвоенной категории реконструируемого объекта транспортной инфраструктуры и обеспечения реализации утвержденных требований.
Разрабатываемая проектная документация для строительства объекта транспортной инфраструктуры включает в себя текстовую и графическую части, предусматривающие определенные проектные решения в сфере безопасности.
На период строительства застройщик обязан организовать на строящемся объекте пропускной и внутриобъектовый режимы, обеспечивающие контроль за входом (выходом) физических лиц, въездом (выездом) транспортных средств, вносом (выносом), ввозом (вывозом) грузов и иных материальных объектов, в том числе в целях предотвращения возможности размещения или попытки размещения взрывных устройств, загрязнения опасными химическими, радиоактивными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью персонала и других лиц.
Застройщик объекта транспортной инфраструктуры в срок не позднее чем 30 суток со дня подписания договора на строительство объекта обязан разработать, утвердить и направить в Ространснадзор 2 экземпляра утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности строящегося объекта, отражающего сведения о реализуемых мерах безопасности.
Ответственность авиаперевозчика
Воздушным кодексом Российской Федерации на авиаперевозчика возложена обязанность по перевозке пассажиров в указанное в договоре перевозки время.
Однако в зимний период зачастую пассажир не может вылететь в этот срок из-за неблагоприятных погодных условий.
В силу положений действующего законодательства исполнитель освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы.
Общими правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов предусмотрено право перевозчика отменить (задержать) рейс, произвести замену воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности.
Неблагоприятные погодные условия напрямую влияют на безопасность выполняемых авиакомпаниями полетов.
В случае задержки перевозки пассажиров, произошедшей вследствие неблагоприятных погодных условий, перевозчик ответственности за ненадлежащее исполнение договора воздушной перевозки не несет.
Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2020 года №891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации государствами — Пленами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 года № 1329" утверждены правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами — членами Евразийского экономического союза.
Российское лицо, осуществляющее ввоз и вывоз товаров либо имеющее на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные 'сведения статистическую форму, в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "(Интернет", независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.
Статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Статистическая форма должна быть представлена в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров. (В утратившем сипу постановлении Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза» статистическая форма представлялась
в таможенный орган, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад).
Местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет.
Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством РФ об административных правонарушениях.
Вступили в силу 24.07.2020.
О порядке назначения административного наказания субъектам малого и среднего предпринимательства в виде предупреждения
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушений для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусмотрено несколько видов административных наказаний: предупреждение, административный штраф, административное приостановление деятельности и т.д.
В соответствии с ч.1 ст.3.4 КоАП РФ под предупреждением понимается мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, вынесенная в письменной форме.
Согласно действующему законодательству при совершении административного правонарушения впервые, отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также в случае отсутствия последствий в виде имущественного ущерба в качестве наказания по общему правилу назначается предупреждение (при наличии такого вида наказания в санкции статьи).
При этом для субъектов малого и среднего предпринимательства назначение наказания в виде предупреждения возможно также в случаях, не предусмотренных санкцией соответствующей статьи раздела II Особенной части КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях. Такого характера положения закреплены в статье 4.1.1 КоАП РФ.
Так, в силу ч.2 ст.3.4 КоАП РФ при наличии обстоятельств, к которым относятся совершение правонарушения впервые при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба, административное наказание в виде административного штрафа для субъектов малого и среднего предпринимательства подлежит замене на предупреждение.
В то же время следует учитывать, что законодателем установлен ряд административно наказуемых деяний, не подпадающих под действие вышеуказанного правила.
К ним относятся правонарушения, предусмотренные, к примеру, статьями 19.5 (невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), 19.28 (незаконное вознаграждение от имени юридического лица), 19.29 (незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего) и другими статьями, прямо указанными в ч.2 ст. 4.1.1. КоАП РФ.
Об ответственности в сфере противодействия экстремизму и терроризму
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за такие противоправные действия экстремистского характера, как: нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ); пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП РФ); производство и распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ). Совершение такого характера административно-наказуемых деяний влечет для виновных ответственность в виде наложения административного штрафа, или в отдельных случаях назначения административного ареста, конфискацию предметов административного правонарушения.
В Уголовном кодексе Российской Федерации совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы рассматривается в качестве отягчающего обстоятельства. Кроме того, УК РФ предусматривает ответственность за совершение преступлений экстремистского характера, такие как: статья 280 – публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, статья 282 – возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, статья 282.1 – организация экстремистского сообщества, статья 282.2 – организация деятельности экстремистской организации и другие. Санкциями указанных выше статей за совершение преступлений предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы на различные сроки.
Действия и преступления, имеющие террористический характер, влекут для виновных лиц наступление исключительно уголовной ответственности, к примеру, предусмотренной статьей 205 УК РФ – террористический акт.
К преступлениям террористического характера, помимо собственно террористического акта, закон относит содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 УК РФ), захват заложника (ст. 206 УК РФ), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ), организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ) и нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК РФ). Совершение такого характера преступных деяний влечет для виновных лиц назначение наказания вплоть до лишения свободы на разные сроки.
Например, за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма или пропаганду терроризма, совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", виновное лицо ждет наказание вплоть до 7 лет лишения свободы с назначением дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет.
Об ответственности за склонение к потреблению наркотических средств
Статьей 230 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов понимается как любые умышленные действия, в том числе однократного характера, направленные на возбуждение у другого лица желания их потребления (в уговорах, предложениях, даче совета и т.п.), а также обман, психическое или физическое насилие, ограничение свободы и другие действия, совершаемые с целью принуждения к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов лицом, на которое оказывается воздействие. Такое понятие приводится в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами».
При этом для признания преступления оконченным не требуется, чтобы склоняемое лицо фактически употребило наркотическое средство, психотропное вещество или их аналог.
Согласно положениям части 1 данной статьи совершение указанных преступных действий наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет.
В соответствии с частью 2 указанной статьи наказывается лишением свободы на срок до 10 лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового, то же деяние, совершенное:
группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
в отношении двух или более лиц;
с применением насилия или с угрозой его применения.
В случае если к потреблению наркотических средств склоняется несовершеннолетний либо преступное деяние повлекло по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия, такое преступление относится к категории особо тяжких, и виновному грозит до 15 лет лишения свободы.
Кроме того, ему может быть назначено и дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет либо ограничения свободы на срок до двух лет.
Законодателем расширен перечень административных правонарушений, в случае выявления которых возможно проведение административного расследования
Федеральным законом от 12.11.2019 № 371-ФЗ внесены изменения в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно положениям статьи 28.7 КоАП РФ в случаях, если после выявления административного правонарушения в областях законодательства, исчерпывающий перечень которых предусмотрен настоящей статьей, осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, а также в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.1.1 (побои), 7.27 (мелкое хищение) КоАП РФ, проводится административное расследование.
Внесенными поправками изменена редакция статьи 28.7 КоАП РФ, касающаяся вопросов проведения административного расследования.
Часть 1 статьи дополнена положениями, которыми предусматривается возможность проведения административного расследования в случае выявления административного правонарушения в области охраны собственности, предусмотренного статьей 7.3 КоАП РФ. Данной статьей установлена ответственность за пользование недрами без лицензии либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией, и требований утвержденных в установленном порядке технических проектов.
Изменения вступили в силу 23.11.2019.
В Водный кодекс Российской Федерации внесены изменения в части введения реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования
Статьей 16 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) установлено, что договор водопользования заключается, как правило, по результатам аукциона, за некоторыми исключениями.
Кроме того, в ст.19 ВК РФ закреплено право водопользователя с согласия исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления передавать свои права и обязанности по договору водопользования другому лицу.
Физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 11 ВК РФ, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования (ст.23 ВК РФ).
Федеральным законом от 06.06.2019 №139-ФЗ в ст.16, ч.1 ст.19, ст.23 ВК РФ внесены изменения и дополнения (ст.36.1), предусматривающие отказ в предоставлении водного объекта в пользование в случае включения юридических и физических лиц в реестр недобросовестных водопользователей.
Внесенные изменения касаются водопользователей, права пользования водными объектами которых были принудительно прекращены по решению суда в случае нецелевого использования водного объекта либо использования водного объекта с нарушением законодательства. Кроме того, в реестр будет включаться информация о победителях аукциона на право заключения договора водопользования, уклонившихся от его заключения.
Порядок ведения такого реестра устанавливается Правительством РФ.
Информация, содержащаяся в реестре, размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на ведение реестра, и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Предусматривается, что указанная информация исключается из реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр, а также по решению суда.
Изменения вступают в силу с 05.12.2019.
Утверждены правила учета беспилотников
В соответствии с ч.3.2. ст.33 Воздушного кодекса Российской Федерации беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В этой связи постановлением Правительства РФ от 25.05.2019 № 658 утверждены Правил учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации.
Так установлено, что учет беспилотных воздушных судов осуществляет Федеральное агентство воздушного транспорта, который осуществляется с использованием системы учета данных о беспилотных воздушных судах, включающей в себя базу данных о беспилотных воздушных судах, и информационного портала, являющегося функциональной подсистемой базы данных.
Для постановки беспилотного воздушного судна его владелец представляет в Росавиацию заявление о постановке беспилотного воздушного судна на учет с приложением фотографии этого беспилотного воздушного судна.
В заявлении должна быть указана информация о беспилотнике, информация об изготовителе, сведения о владельце беспилотного воздушного судна.
Правилами установлены сроки подачи заявления в Росавиацию: в течение 10 рабочих дней со дня приобретения, если беспилотник приобретен в РФ; в течение 10 рабочих дней со дня его ввоза - в случае ввоза беспилотника в РФ; до начала его использования для выполнения полетов, если изготовлен самостоятельного.
Заявление предоставляется в Росавиацию посредством направления почтового отправления или в форме электронного документа через портал госуслуг.
Результатом рассмотрения заявления о постановке беспилотного воздушного судна на учет является внесение информации о беспилотном воздушном судне в базу данных с формированием на основе указанной информации учетной записи и учетного номера беспилотного воздушного судна либо отказ в постановке на учет.
Учетный номер беспилотного воздушного судна, присвоенный в порядке, установленном настоящими Правилами, подлежит нанесению на элементы конструкции беспилотного воздушного судна до начала выполнения им полетов.
Указанные изменения вступят в силу с 27.09.2019.
Ответственность за самовольное занятие земельного участка полосы отвода железной дороги
Самовольное занятие земельного участка полосы отвода железной дороги или его использование без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности является правонарушением.
На основании ст.90 ЗК РФ Земельного кодекса Российской Федерации землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Порядок пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «РЖД» для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, а также земельными участками, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы определены Правилами пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «РЖД», утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 № 264.
В силу названных Правил граждане и юридические лица вправе использовать арендованные ОАО «РЖД» земельные участки (их части) полосы отвода железной дороги при наличии заключенного с ОАО «РЖД» договора субаренды в пределах срока действия договора аренды земельного участка.
Учитывая функциональное назначение земель транспорта, а также необходимость соблюдения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, Орловская транспортная прокуратура разъясняем, что в силу ст.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, является административным правонарушением.
Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа:
- в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости, но не менее 5000 рублей, На должностных лиц - в размере от 1,5 до 2% кадастровой стоимости, но не менее 20000 рублей, на юридических лиц - в размере от 2 до 3% кадастровой стоимости, но не менее 100000 рублей
- в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 5000 до 10000 рублей; на должностных лиц - от 20000 до 50000 рублей; на юридических лиц - от 100000 до 200000 рублей.
Орловская транспортная прокуратура разъясняет
Федеральным законом от 12.11.2018 № 404-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым вводится административная ответственность за нарушение сроков направления документов для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности (КоАП РФ дополнен статьей 9.5.2).
Ответственность за данное правонарушение будет наступать, в случае нарушения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, принявшими, утвердившими и выдавшими документы, материалы, которые подлежат размещению или сведения о которых подлежат размещению в соответствии с Градостроительным кодексом РФ в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, сроков направления соответствующих документов, материалов или сведений о них в уполномоченные на ведение таких государственных информационных систем органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов или органы исполнительной власти субъектов РФ (подведомственные им государственные бюджетные учреждения), применительно к территориям которых принимаются, утверждаются, выдаются указанные документы, материалы.
Санкцией статьи 9.5.2 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде штрафа: на должностных лиц - в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Указанные новшества вступают в силу с 1 января 2019 года.
Введена административная ответственность за спекуляции с билетами на чемпионат мира по футболу FIFA 2018
Федеральным законом № 13-ФЗ от 05.02.2018 в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введены две новые статьи: 14.15.2 и 14.15.3 устанавливающие административную ответственность за незаконную реализацию (продажу, перепродажу, распределение, распространение, обмен и иное использование, связанное или не связанное с извлечением прибыли) входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу или документов, дающих право на их получение, а также за реализацию поддельных билетов.
Незаконная реализация билетов на турнир или документов, дающих право на их получение, будет наказываться административным штрафом для граждан, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей. Для юридических лиц штрафом или административным приостановлением деятельности.
При этом суд будет принимать решение о назначении наказания в сокращенный 10-дневный срок.
В целях обеспечения прав пассажиров в период проведения в России международных спортивных мероприятий Московская межрегиональная транспортная прокуратура открыла горячую линию, позвонив на которую можно сообщить о фактах нарушения требований законодательства на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, на объектах транспортной инфраструктуры.
Граждане смогут обратиться по вопросам, связанным с обоснованностью стоимости проезда на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, нарушений со стороны работников мест общественного питания, организованных на вокзалах, в аэропортах, на территории речных портов и вокзалов, обоснованности действий работников транспортной полиции и подразделений транспортной безопасности на объектах транспорта и других нарушений на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта.
Телефон горячей линии 8-495-785-70-00 доб. 169.
В преддверии начала навигации для маломерных судов, которая в Орловской области начнется с 24 апреля 2018 года, гражданам разъясняется:
Главой 11 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за административные правонарушения на транспорте, в том числе на водном транспорте.
Статьей 11.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления
Федеральным законом от 29.12.2017 № 452-ФЗ в указанную статью КоАП РФ внесены изменения.
Так, ч.1 ст.11.8 КоАП РФ в новой редакции предусмотрена административная ответственность за управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Согласно ч.2 настоящей статьи административным правонарушением является и управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления.
Новшеством явилось введение части 3 в статью 11.8 КоАП РФ, согласно которой административная ответственность наступает за управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не зарегистрированным в установленном порядке либо имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация.
Указанные правонарушения влекут наложение административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.
Право на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления является неотъемлемым правом человека и гражданина в Российской Федерации. В Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, участником которой является Российская Федерации, указано, что каждый, чьи права и свободы, признанные Конвенцией, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами в официальном качестве (статья 13).
В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Порядок реализации данного положения Конституции РФ и норм международного права нашел свое закрепление в федеральном законодательстве Российской Федерации, законах субъектов Российской Федерации, нормативных актах органов местного самоуправления, а также в ведомственных нормативных актах.
Основное место среди федеральных законов, регламентирующих порядок рассмотрения обращений граждан, занимает Федеральный Закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Данным федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, в том числе и органами прокуратуры.
Установленный законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в ином порядке, установленном федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами.
Рассматриваемым федеральным законом закреплены основные права и гарантии граждан на обращение:
1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения.
2. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно.
3. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
4. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
5. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением.
6. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.
7. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в орган или должностному лицу, чье решение или действие (бездействие) обжалуются.
8. Обращение подлежит обязательному рассмотрению.
9. Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
Кроме того, данным федеральным законом определены следующие права гражданина:
1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (за исключением рассмотрения отдельных обращений), уведомление о переадресации письменного обращения;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Федеральным законом установлены требования к письменному обращению. Гражданин в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свою фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.07.2010 № 227-ФЗ, обращение может быть направлено в форме электронного документа. В этом случае гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.
Федеральный закон устанавливает сроки регистрации и рассмотрения обращения:
- в течение трех дней с момента поступления обращение должно быть зарегистрировано;
- в течение 30 дней со дня регистрации обращение должно быть рассмотрено, в исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на это лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Федеральным законом установлены также 7-дневные сроки направления, регистрации и рассмотрения письменного обращения, а также в случаях, если рассмотрение данного обращения не входит в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации»:
1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к установленной ответственности лиц, совершивших правонарушения.
5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.
Следующим ключевым законом в указанной сфере правоотношений является Федеральный закон от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в редакции от 09.02.2009 № 4-ФЗ), установивший определенные гарантии осуществления прав гражданина.
В нем закреплено право гражданина в случае нарушения органами государственной власти и местного самоуправления прав и свобод гражданина, создания препятствий к их осуществлению, незаконного возложения обязанностей или ответственности, обратится с жалобой в суд.
Закон предусматривает возможность подачи жалобы представителем, право подать жалобу по месту жительства гражданина, либо в суд по месту нахождения органа. Суд вправе приостановить обжалуемое решение.
Органы, чьи действия обжалуются, обязаны документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод и получить возмещение вреда, моральных убытков в порядке гражданского судопроизводства. Жалоба рассматривается по правилам гражданского судопроизводства с учетом особенностей, установленных данным законом.
Кроме указанных федеральных законов особенности рассмотрения обращений устанавливаются и иными законами.
Так, Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» относит к исключительной компетенции данного суда разрешение дел, связанных с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод граждан.
Уголовно-процессуальным, Гражданским процессуальным, Арбитражным процессуальным кодексами РФ определены особенности рассмотрения обращений граждан в судопроизводстве.
Трудовым кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Таможенным и Налоговым кодексами РФ установлен порядок рассмотрения так называемых специальных жалоб.
Особенности рассмотрения обращений в сфере изменения конституционно-правового статуса лиц содержатся в Федеральных законах «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации», «Об общественной палате Российской Федерации», «О гражданстве Российской Федерации», «О беженцах», «О вынужденных переселенцах» и других.
Федеральным законом от 11.07.2011 № 199-ФЗ в Кодекс РФ об административных правонарушениях введена ст. 5.59, предусматривающая административную ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.
Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.32.5 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.
Давность привлечения к административной ответственности по ст. 7.32.5 КоАП РФ составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
К должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 7.32.5 КоАП РФ отнесены должностные лица федерального антимонопольного органа и его территориальных органов.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях по ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ отнесено к компетенции контрольных органов в сфере закупок, по части 2 данной статьи – судей.
|
Данные изменения действуют с 06.08.2017.
Орловская транспортная прокуратура входит в состав Московской межрегиональной транспортной прокуратуры и в пределах Орловской области осуществляет следующие полномочия:
-надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в таможенной сфере территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами таможни и внутренних дел на транспорте, коммерческими и некоммерческими организациями, их должностными лицами, органами управления и руководителями, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
-надзор за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел на транспорте и таможенных органов (за исключением объектов Министерства обороны и особо режимных объектов);
-участие в соответствии с требованиями процессуального законодательства в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел.
Свои жалобы, заявления и предложения граждане и организации могут направить через интернет-приемную по адресу: http://www.mmtproc.ru/i-reception/ или непосредственно:
• в Орловскую транспортную прокуратуру по адресу: 302040, г. Орел, ул. Привокзальная, д. 1. Контактный телефон/факс - 8(4862) 54-45-11;
• в Московскую межрегиональную транспортную прокуратуру по адресу: 107140, г. Москва, ул. Краснопрудная 22Б. Телефон для обращения граждан +7 (495) 785-70-00. Телефон для обращения СМИ +7 (495) 785-70-00 (доб. 180). Факс +7 (499) 266-16-75.
Порядок рассмотрения поступивших обращений регламентирован приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введение в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации».
Более подробную информацию о деятельности Московской межрегиональной транспортной прокуратуры можно получить на официальном сайте по адресу: http://www.mmtproc.ru.
Последнее обновление: 5.03.2021 г.