Прокурор разъясняет

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ
 
В 2003 году Генеральная ассамблея Организации объединенных наций приняла Конвенцию против коррупции и установила Международный день борьбы с коррупцией - 9 декабря. Этот день призван привлечь внимание к проблеме коррупции и мерам по её предупреждению.
Российская Федерация в числе первых подписала антикоррупционную Конвенцию и ратифицировала её. Для России она вступила в силу 8 июня 2006 года.
Конвенция против коррупции предполагает приведение законодательства стран-участников в соответствие с европейскими антикоррупционными стандартами.
Также Россия присоединилась к Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.
Эти два международных документа дали серьезный импульс к модернизации всего российского законодательства о борьбе с коррупцией. В декабре 2008 года был принят базовый федеральный закон «О противодействии коррупции».
Причем процесс совершенствования антикоррупционного законодательства продолжается. Уже внесены серьезные изменения в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, установившие кратную сумму штрафа от суммы коммерческого подкупа или взятки.
Указами Президента России подробно регламентированы вопросы представления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственных и муниципальных служащих и членов их семей, а также проверки этих сведений.
С целью реализации положений Конвенции против коррупции в августе 2007 года в Генеральной прокуратуре Российской Федерации создано специализированное подразделение по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Аналогичные подразделения созданы в субъектах Российской Федерации.
Подразделений прокуратуры по противодействию коррупции на уровне субъекта Российской Федерации отнесены вопросы осуществления надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, в сфере государственной и муниципальной службы, включая борьбу с коррупцией среди лиц, замещающих государственные должности, руководителей регионов и муниципальных образований.
Основными направлениями деятельности подразделений прокуратуры по борьбе с коррупцией являются:
-    надзор за исполнением федерального законодательства, выявление коррупционных проявлений, проведение соответствующих проверок;
-    надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно- розыскной деятельности по делам коррупционной направленности;
-    надзор за исполнением уголовно-процессуального законодательства в процессе расследования уголовных дел о фактах коррупции и проведения доследственных проверок;
-   поддержание государственного обвинения в стадии судебного производства по таким уголовным делам.
В России принят специальный закон по борьбе с коррупцией - Федеральный закон № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции», который подписан Президентом Российской Федерации 25 декабря 2008 года. Этот закон регламентирует основные принципы противодействия коррупции, правовые основы предупреждения коррупции и борьбы с ней.
Направления государственной политики по борьбе с коррупцией определят Президент Российской Федерации.
В частности, Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 года № 226 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы.
Мероприятия настоящего Национального плана направлены на:
-   активизацию антикоррупционного просвещения граждан;
-   совершенствование регионального и муниципального законодательства о государственной и муниципальной службе.
Иными словами, законодательство субъекта Российской Федерации и муниципальное законодательство по вопросам противодействия коррупции должно соответствовать федеральному законодательству.
Значение придается реализации требований статьи 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции», касающихся обязанности всех организаций, в том числе коммерческих, принимать меры по предупреждению коррупции.
Внимание уделено применению статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
На законодательном уровне введены взыскания для государственных и муниципальных служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также увольнение в связи с утратой доверия.
Госслужащих также обязали информировать подразделения кадровых служб о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнениях обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Одним из принципов противодействия коррупции федеральный закон определяет все же приоритетное применение комплекса мер по ее предупреждению. Сегодня органами прокуратуры проделана большая работа с выходом на места в организации, учреждения, органы власти, где сотрудниками прокуратуры разъясняются нормы антикоррупционного законодательства, ответственность за совершение преступлений коррупционной направленности.
Для многих граждан само слово «коррупция» до конца не понятно. А это, прежде всего, преступление против государства и порядка управления. В Уголовном кодексе Российской Федерации применяются конкретные термины: злоупотребление полномочиями, взяточничество, подкуп, мошенничество, хищение, присвоение или растрата. Суть коррупции сводится к двум основным порокам: взяточничеству и казнокрадству.
Давать взятку опасно, поскольку законом на государственных и муниципальных служащих возложена обязанность уведомлять работодателя и органы прокуратуры о фактах склонения к совершению коррупционного преступления.
Если взятку вымогают, следует незамедлительно сообщить об этом в правоохранительные органы.
Важно, что выполнив требования вымогателя и не заявив о факте дачи взятки в компетентные органы, можно оказаться привлеченным к уголовной ответственности наряду с взяточником при выявлении факта взятки правоохранительными органами.
Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено лишение свободы на длительный срок как за получение взятки (до 15 лет), так и за дачу взятки (до 12 лет) и посредничество (до 12 лет).
Перед законом отвечает не только тот, кто получает взятку, но и тот, кто взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю. Если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.
Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и после его совершения добровольно сообщило о даче взятки правоохранительным органам.
Активная позиция каждого человека и гражданина, связанная с непримиримостью с любым коррупционным проявлениям, их неравнодушное отношение к этой общегосударственной проблеме, позволит в разы увеличить эффективность борьбы с коррупцией.


1. Порядок ознакомления гражданина с материалами прокурорской проверки

Вопрос:

Я обращался в прокуратуру района с жалобой, могу ли я ознакомится с материалами прокурорской проверки?

Прокурор разъясняет:

Как определено Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1  «О прокуратуре Российской Федерации» ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы.
Не могут быть предоставлены гражданину для ознакомления документы, содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.
Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае отказа в ознакомлении с материалами проверки гражданин вправе обжаловать принятое решение вышестоящему прокурору и (или) в суд.

 

2. Соблюдение прав граждан при установке приборов учёта воды в многоквартирном доме.

Вопрос:

Как именно устанавливать прибор учёта воды в многоквартирном доме и нужно ли платить управляющей компании за первичную опломбировку приборов учёта воды?

Прокурор разъясняет:

Согласно Федеральному закону от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» приборы учета воды пломбируются организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми потребителями заключены соответствующие договоры. При этом первичное опломбирование приборов учета холодной (горячей) воды должно проводиться бесплатно для граждан, за исключением случаев, когда соответствующие приборы учета пломбируются повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц (п. 5 ст. 20 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»). Для установки и опломбировки счетчика холодной или горячей воды (водосчетчик) необходимо: приобрести водосчетчик; самостоятельно или с помощью третьих лиц его установить; обратиться в управляющую компанию или товарищество собственников жилья с просьбой опломбировать и ввести в эксплуатацию водосчетчик. Управляющая компания или товарищество собственников жилья должно направить специалистов, чтобы бесплатно установить пломбу и также бесплатно составить акт ввода в эксплуатацию водосчетчика; прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом управляющая компания или товарищество собственников жилья обязано, начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за горячее или холодное водоснабжение исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета (пункт 81 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354). Если управляющая компания или товарищество собственников жилья отказываются бесплатно опломбировать или вводить в эксплуатацию индивидуальный прибор учета воды, гражданин имеет право обратиться за защитой своих прав в контролирующие органы либо в суд. Жильцы, которые опломбировали приборы учета горячей и холодной воды за плату, могут вернуть деньги по предъявлению чека в ту организацию, специалисты которой осуществляли опломбировку. 

3Порядок рассмотрения органами местного самоуправления обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения.
 
За последние несколько лет увеличилось количество обращений граждан в органы прокуратуры области по вопросам нарушения температурного режима в жилых помещениях.
Анализ обращений указанной категории показывает, что зачастую граждане не знают в какие органы необходимо обращаться до подачи заявления в органы прокуратуры.
Правительством Российской Федерации 08.08.2012 принято постановление № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», в соответствии с которым на органы местного самоуправления возложена обязанность по оперативному рассмотрению обращений граждан и юридических лиц по фактам нарушения температурного режима в помещениях (квартирах, частных жилых домах, административных и производственных помещениях).
Для рассмотрения обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в органах местного самоуправления поселений и городских округов назначаются должностные лица, осуществляющие в течение отопительного периода круглосуточное принятие и рассмотрение обращений потребителей.
В указанных целях органами местного самоуправления информация размещена на официальном сайте поселения, городского округа, а также на информационных стендах в органах местного самоуправления.
Жалобы принимаются как в письменной, так и в устной форме (лично, либо по телефону), о чем в журнале приема и регистрации обращений делается соответствующая запись.
После регистрации обращения ответственное должностное лицо органа местного самоуправления обязано определить теплоснабжающую организацию, обеспечивающую теплоснабжение данного потребителя; проверить достоверность представленных потребителем документов; в течение трех часов с момента регистрации обращения направить его копию в теплоснабжающую организацию и направить запрос о возможных технических причинах отклонения параметров надежности теплоснабжения.
Теплоснабжающая организация обязана ответить на запрос должностного лица в течение 3-х часов, а в случае неполучения ответа на запрос в срок орган местного самоуправления незамедлительно информирует об этом территориальную прокуратуру.
При подтверждении фактов, изложенных в обращениях потребителей, должностное лицо органа местного самоуправления выносит теплоснабжающей организации предписание о немедленном устранении причин ухудшения параметров теплоснабжения с указанием сроков проведения этих мероприятий, и в дальнейшем осуществляет контроль за исполнением предписания.
Необходимо отметить, что органом местного самоуправления ответ на обращение потребителя  должен быть представлен в течение 5 рабочих дней (в течение 24 часов в отопительный период) с момента его поступления.
В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в течение 30 дней обязаны дать мотивированный ответ заявителю.
Таким образом, в случае снижения температуры в квартире многоквартирного дома, в частном жилом доме каждому гражданину необходимо в первую очередь обращаться в орган местного самоуправления, который обязан незамедлительно рассмотреть жалобу и принять меры для восстановления нарушенных прав.
По вопросам обжалования действий Государственной жилищной инспекции области и органов местного самоуправления граждане вправе обратиться в органы прокуратуры по территориальности.
 
4. Право подачи заявления в правоохранительные органы
 
В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством заявление о преступлении в правоохранительные органы может быть сделано в устном или письменном виде.
Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.
Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст.ст. 124 и 125 УПК РФ.
Сотрудник правоохранительных органов обязан проверить сообщение о преступлении и принять по нему решение в срок не позднее 3 суток. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству следователя или дознавателя продлить вышеуказанный срок до 10 суток.
При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследования документов и т.д. (ст. 144 УПК РФ) руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток, с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для продления.
По результатам рассмотрения сообщения о преступлении органом дознания, дознавателем, следователями или руководителем следственного органа принимается одно из следующих решений (ст. 145 УПК РФ):
1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ;
2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
3) о передаче по подследственности.
О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняется право и порядок обжалования данного решения.
 
5. Курение в неположенных местах будет наказываться штрафом
 
С 15 ноября 2013 года вступили в силу поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и Федеральный закон «О рекламе» (далее – закон), направленные на реализацию так называемого «антитабачного» закона.
Так, курение в общественных местах наказывается штрафом от 500 руб. до 1,5 тыс. руб. За курение на детских площадках предусмотрена более высокая сумма штрафа – от 2 до 3 тыс. руб. Кроме того, установлен штраф за вовлечение несовершеннолетних в процесс потребления табака – от 1 до 2 тыс. руб. Если такое правонарушение совершает родитель или законный представитель ребенка, его оштрафуют на сумму от 2 до 3 тыс. руб.
Законом предусмотрены штрафы за несоблюдение требований законодательства к выделению и оснащению специальных мест для курения. Также определены размеры штрафов за спонсорство табака, стимулирование его продажи, демонстрацию курения в различной информационной продукции, нарушение правил продажи табачных изделий.
Кроме того, начинает действовать полный запрет на рекламу табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок, любым способом, в любое время и с использованием любых средств.
 
 

6. Об особенностях привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.6.24 КоАП РФ (нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

 

В соответствии с ч.1 ст.6.24 КоАП РФ нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.
Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах установлен статьей 12 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
Так, в силу положений п.4 4.1 ст. 12 указанного федерального закона, вступивших в действие 01.06.2013 года, запрещается курение табака, в том числе в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, в помещениях железнодорожных вокзалов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров.
 
 
Таким образом, привлечение лица к административной ответственности по ч. 1 ст.6.24 КоАП РФ возможно в случае курения виновным лицом табака, в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, в помещениях железнодорожных вокзалов, а также на территориях (помещениях, объектах), указанных в ст. 12 приведенного федерального закона.
 


«Уголовная ответственность за незаконный оборот «дизайнерских» наркотиков».

В Уголовном кодексе Российской Федерации достаточно четко прописаны все действия, из которых складывается незаконный оборот наркотиков, охватываются все этапы преступной деятельности, за которые предусмотрена уголовная ответственность - это незаконное приобретение, хранение без цели сбыта, а также незаконное производство и сбыт наркотических средств. Отдельно предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил оборота, хищение наркотических средств, организацию и содержание притона для потребления наркотиков, склонение к потреблению наркотических средств, незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические средства.

Уголовная ответственность по ст.228 и ст.228.1 УК РФ наступает в случае, если в незаконный оборот вводится наркотическое средство, которое характеризуется определенным видом и массой.

Предметом данных преступлений могут быть только наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в списки 1,2,3 Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ. Данный перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации № 681 от 30.06.1998.

Необходимо отметить, что перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, ежегодно изменяется.

В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция производства новых видов наркотических средств и возрастающий спрос на новые виды наркотиков.

 Препараты, изготавливающиеся в маленьких лабораториях, отличаются низким качеством и наличием вредных примесей, что приводит к передозировкам и целому ряду вредных побочных явлений. Это приводит к высокому уровню смертности и быстрому привыканию к синтетическим наркотикам.

Вместе с тем, практика показывает, что по медицинским показаниям данные вещества обладают сильным психотропным эффектом и их употребление приводит к зависимости, в случае передозировки – к летальному исходу.

В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 13.06.2013 № 496 и от 10.07.2013 г. № 580 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом наркотических средств, прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» вещества – карфентанил и его производные, а также ряд других веществ включены в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ запрещен (список I) Перечня. 

За незаконной оборот «дизайнерских» наркотиков (курительные смеси, спайсы) Уголовным кодексом России предусмотрена такая же ответственность, что и за незаконный оборот иных наркотических средств. При этом максимальный срок наказания предусмотрен вплоть до пожизненного лишения свободы.

 



О разъяснении изменений законодательства о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

 

01.07.2014 Государственной Думой Российской Федерации принят  Федеральный закон № 273-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Названный Федеральный закон направлен на обеспечение конституционного права потерпевшего или лица, которому деянием, запрещенным уголовным законом, причинен физический или материальный вред, на судебную защиту в случае, если длительность производства по уголовному делу вызвана невозможностью осуществления уголовного преследования в отношении конкретного лица.

Указанным законом статья 3 Федерального закона N 68-ФЗ дополнена новой частью 7.1, устанавливающей право потерпевшего или иного заинтересованного лица, которому деянием, запрещенным уголовным законом, причинен вред, подать в суд заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок до окончания производства по уголовному делу в шестимесячный срок со дня принятия органом, осуществляющим предварительное расследование, постановления о приостановлении предварительного следствия в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого. Данной нормой устанавливаются также условия, при соблюдении которых названное заявление может быть подано.

К таким условиям относятся продолжительность досудебного производства по уголовному делу, исчисляемая со дня подачи заявления, сообщения о преступлении до дня принятия решения о приостановлении предварительного расследования (4 года), и наличие данных, свидетельствующих о непринятии прокурором, руководителем следственного органа, следователем, органом дознания, начальником подразделения дознания, дознавателем мер, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, необходимых в целях своевременного возбуждения уголовного дела, осуществления предварительного расследования по уголовному делу и установления лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых в совершении преступления.

Кроме того, Федеральным законом в часть шестую названной статьи внесены изменения, предусматривающие для заинтересованного лица возможность подачи заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, если решение о прекращении уголовного дела принято начальником подразделения дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа, прокурором.

Федеральным законом статья 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации дополнена новой частью, определяющей обстоятельства, которые должны учитываться по уголовным делам названной категории при рассмотрении заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

К таким обстоятельствам относятся правовая и фактическая сложность уголовного дела, поведение потерпевшего и иных участников досудебного производства по уголовному делу, достаточность и эффективность действий прокурора, руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания, органа дознания, дознавателя, производимых в целях своевременного возбуждения уголовного дела, установления лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления, а также общая продолжительность досудебного производства по уголовному делу.

Таким образом, указанный Федеральный закон позволит лицам, признанным потерпевшими по уголовным делам, в полной мере реализовать право на присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 25 июня 2013 года.



О НАДПИСЯХ

В последние годы нередки случаи нанесения на фасадах и в подъездах зданий, остановках общественного транспорта, столбах, деревьях надписей, рисунков, графических изображений, размещение, расклеивание, вывешивание объявлений, листовок, плакатов, афиш и иных информационных материалов в местах, не отведенных для этих целей органами местного самоуправления Орловской области.

Между тем, за совершение такой, казалось бы, безобидной шалости,  статьей 6.3 Закона Орловской области от 06.06.2013 N 1490-ОЗ "Об ответственности за административные правонарушения" предусмотрено наказание в виде штрафа: на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.

Помимо административной ответственности за  осквернение зданий или иных сооружений, порчу имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах законодатель предусмотрел уголовную ответственность.

Так,  статьей 214 УК РФ за вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах  предусмотрена уголовная ответственность в виде  штрафа в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо арест на срок до трех месяцев.

 

Старший помощник прокурора района                                      Т.И.Мерцалова



Прокурор разъясняет
 
   Федеральным законом от 21.07.2014 № 271-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
 
   Действующие законы дополнены положениями, которые предусматривают оказание бесплатной юридической помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
 
   В системе государственной бесплатной юридической помощи на получение такой помощи имеют право:
 
- супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;
 
- дети, родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации; лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
 
- граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;
 
- граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации.
 
   Закон устанавливает, что государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, обязаны осуществлять правовое консультирование в устной и письменной форме граждан в случае решения ими вопросов о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с чрезвычайной ситуацией, составлять для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера.
 
   Бесплатная юридическая помощь в указанных формах оказывается также и в случаях восстановления имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещения ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации
 
   Наряду с этим, государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, представляют интересы указанных категорий граждан в судах, государственных и муниципальных органах, других организациях в случаях, если они являются истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с чрезвычайной ситуацией, а также в случаях решения вопросов, связанных с восстановлением имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещение ущерба, причененного вследствие чрезвычайной ситуации.
   
   Закон вступил в силу со 2 августа 2014 года.
 


Прокурор разъясняет
 
17.10.2014 года вступает в силу Федеральный закон от 04.10.2014 № 290-ФЗ «О внесении изменений в статьи 36 и 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с указанным федеральным законом усилены гарантии глав муниципальных образований на обжалование своей отставки в суде. Соответствующие изменения внесены в целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 27.06.2013 № 15-П, в котором указано на необходимость обеспечить реальное восстановление прав глав муниципальных образований, отправленных в отставку, в случае, если решение представительного органа об отставке будет признано незаконным в суде.

Законом установлено, что глава муниципального образования, в отношении которого принято решение об отставке, может обжаловать его в судебном порядке в течение 10 дней со дня официального опубликования решения. При этом суд должен принять решение по данному делу в течение 10 дней со дня подачи заявления.

Данные правила будут применяться к отношениям, связанным с обжалованием решений представительных органов, принятых после дня вступления в силу принятого Закона.



Прокурор разъясняет

С 01.01.2015 вступают в силу изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

С 01.01.2015 вступают в силу изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ), согласно которым к вопросам местного значения сельского поселения не относится осуществление муниципального контроля.

Осуществление муниципального контроля на территориях сельских поселений отнесено к компетенции органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. Органами местного самоуправления сельских поселений такие полномочия могут быть реализованы в случае их закрепления законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и уставами сельских поселений (ч.4 и ч.3 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ).

При этом в соответствии со ст.72 Земельного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 21.07.2014 №234-ФЗ, вступающего в силу с 01.01.2015, органы местного самоуправления сельских поселений вправе осуществлять муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах сельских поселений объектов земельных отношений.

Иных федеральных законов, наделяющих органы местного самоуправления сельских поселений полномочиями по осуществлению вышеперечисленных видов муниципального контроля, а также законов Орловской  области в данной сфере в настоящее время не принято.

Таким образом, с 01.01.2015 (при отсутствии соответствующих федеральных и региональных законов) органы местного самоуправления сельских поселений не вправе проводить плановые либо внеплановые проверки в рамках муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, муниципального жилищного, лесного контроля, муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения, муниципального контроля на территории особой экономической зоны.

 



Прокурор разъясняет

Внесены изменения в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

Согласно статье 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Федеральным законом от 04.10.2014 №292-ФЗ внесены изменения в статью 9 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Ранее действовавшей редакцией статьи 9 было предусмотрено, что любое публичное мероприятие не могло начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени. С 17.10.2014 (даты вступления Федерального закона №292-ФЗ в силу) публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов текущего дня по местному времени, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, а также публичных мероприятий культурного содержания.



Прокурор разъясняет

Особенности приёма на работу бывших государственных и муниципальных служащих

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции» установлены обязательные требования к работодателям, принимающим на работу лиц, работавших на государственной или муниципальной службе.

Работодатель в 10-дневный срок обязан сообщать о заключении такого трудового договора представителю нанимателя по последнему месту службы бывшего служащего. Неисполнение вышеуказанной обязанности влечёт административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа.

Так, ст. 19.29 предусматривает, что привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", -

Информация о приеме на работу бывшего служащего направляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 700, в письменной форме, оформляется на бланке организации за подписью ее руководителя или иного уполномоченного лица, подписавшего трудовой договор.

Вышеуказанные требования относятся к следующему перечню должностей: раздел I  или раздел II перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557; перечень должностей, определенный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557; перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, утвержденные руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 925.

Основное значение имеет дата увольнения, поскольку вышеуказанная обязанность действует в течение 2 лет с даты увольнения с государственной или муниципальной службы.



Прокурор разъясняет

С 1 января 2015 года вступают в силу поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие ужесточение мер ответственности за нарушение трудового законодательства.

Нововведениями размеры штрафов дифференцированы по видам нарушений, а максимально возможная санкция с 50 тыс. руб. увеличена до 200 тыс. руб. В перечне возможных наказаний появилась и такая превентивная мера ответственности, как предупреждение, которая ранее не применялась.

С целью защиты прав работников в случаях, когда работодатель, фактически устанавливая с работником трудовые отношения, оформляет при этом притворный гражданско-правовой договор, Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен ст. 19.1 «Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями», в соответствии с которой признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями может осуществляться:

- лицом, использующим личный труд и являющимся заказчиком по указанному договору, на основании письменного заявления физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору, и (или) не обжалованного в суд в установленном порядке предписания государственного инспектора труда об устранении нарушения ч. 2 ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации;

- судом, в случае, если физическое лицо, являющееся исполнителем по указанному договору, обратилось непосредственно в суд, или по материалам (документам), направленным государственной инспекцией труда, иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями в соответствии с федеральными законами.

В случае прекращения отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, признание этих отношений трудовыми отношениями осуществляется судом. Физическое лицо, являвшееся исполнителем по указанному договору, вправе обратиться в суд за признанием этих отношений трудовыми в порядке и в сроки, которые предусмотрены для рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

Неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями толкуются в пользу наличия трудовых отношений.

С 2015 года за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения ч. 3 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях будет предусматриваться административная ответственность в виде штрафа в размере от 10 до 20 тыс. руб. на должностных лиц и от 50 до 100 тыс. руб. на юридических лиц.

Кроме того, Кодекс об административных правонарушениях дополнен статьей 5.27.1 - нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за которое предусмотрена ответственность от предупреждения до дисквалификации либо административного приостановления деятельности.

Также с 2015 года невыполнение предписания трудового инспектора может стать причиной дисквалификации директора на срок до 3 лет или штрафа в размере от 30 до 50 тыс. руб. Данные нововведения закрепляются в п. 23 ст. 19.5 КоАП РФ.



Прокурор разъясняет

Федеральным законом от 30.12.2012№ 302-ФЗ внесены изменения в п.2 ст. 30 Гражданского кодекса РФ, которые вступают в силу  с 02.03.2015.

С учетом указанного изменения с 02.03.2015 появится новое основание для ограничения лица в дееспособности в судебном порядке. Указанное основание может быть применено к лицам, которые следствие психического расстройства могут понимать значение своих действий и руководить ими лишьпри помощи других  лиц. Над такими лицами будет устанавливаться попечительство.

Гражданин, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, сможет распоряжаться  выплачиваемыми на него алиментами, социальной пенсией, возмещением вреда здоровью и в связи со смертью кормильца и иными, предоставляемыми на его одержание  выплатами с письменного согласия попечителя, за исключением выплат, которые указаны в подпункте 1 пункта 2 ст. 26 Гражданского кодекса РФ (например, заработная плата, стипендия) и которыми он вправе распоряжаться самостоятельно.

Такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по сделкам, совершенным им, и за причиненный им вред.

Данное изменение позволит дифференцировать гражданско-правовые последствия наличия  у гражданина психического  расстройства с учетом степени фактического снижения способности понимать значение своих действий или руководить ими.



Прокурор разъясняет

Порядок предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2014 № 1048 утверждены Правила «О порядке предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами». 

Правила определяют порядок предоставления в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами.

Согласно ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) по его заявлению на эти цели предоставляются 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в календарном месяце, оформляемых приказом (распоряжением) работодателя.

Периодичность подачи заявления (ежемесячно, один раз в квартал, один раз в год, по мере обращения или др.) определяется родителем (опекуном, попечителем) по согласованию с работодателем в зависимости от необходимости использования дополнительных оплачиваемых выходных дней.

Для получения таких выходных дней представляются следующие документы:

- справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная бюро медико-социальной экспертизы;

- документы, подтверждающие место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида;

- свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка либо документ, подтверждающий установление опеки, попечительства над ребенком-инвалидом;

- оригинал справки с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы или использованы частично, либо справка с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что от этого родителя (опекуна, попечителя) не поступало заявления о предоставлении ему в этом же календарном месяце дополнительных оплачиваемых выходных дней.

Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка родителя (опекуна, попечителя). Дополнительные выходные, не использованные в календарном месяце, не переносятся на другой месяц.

При наличии в семье более одного ребенка-инвалида количество предоставляемых в календарном месяце дополнительных оплачиваемых выходных дней не увеличивается.

Предоставление работодателю справки, подтверждающей факт установления инвалидности ребенка, осуществляется в соответствии со сроками установления инвалидности (один раз, один раз в год, один раз в 2 года, один раз в 5 лет).

В случае нарушения работодателем указанных прав работников необходимо обращаться в органы государственной инспекции труда или органы прокуратуры. 



Прокурор разъясняет

утвержден порядок проведения экзаменов на право управления транспортным средством

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» установлен порядок проведения экзаменов на право управления транспортными средствами, определяющий состав технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требования к указанным техническим средствам и условия их применения, а также порядок выдачи российских национальных и международных водительских удостоверений и обмена иностранных водительских удостоверений.
Указанным постановлением исключается допуск к экзаменам после самостоятельной подготовки. К сдаче экзаменов могут допускаться только лица, прошедшие соответствующее профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий.
Помимо этого, минимальный возраст экзаменатора повышен с 23 до 25 лет, а также его уровень со среднего до высшего. Экзаменатору будет необходимо иметь водительское удостоверение на право управления транспортными средствами тех категорий или подкатегорий, по которым будут проводиться практические экзамены и водительский стаж по данным категориям не менее 5 лет, вместо 3, действовавших ранее.
Помимо этого, установлены новые требования к закрытым площадкам и автодромам для приема экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством, а также к техническим средствам контроля знаний и навыков управления транспортными средствами кандидатов в водители.


Прокурор разъясняет
 
о снижении ставки НДФЛ для работающих в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства
 
 
4 октября 2014 года принят Федеральный закон №285-ФЗ «О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Законом установлена ставка налога на доходы физических лиц в 13% от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О беженцах». Ранее указанная ставка составляла 30% от получаемых доходов. Положения закона распространяются на правоотношения возникшие с 1 января 2014 года.


Прокурор разъясняет

С 1 июля 2015 года вводится процедура банкротства в отношении физических лиц

 

Федеральным законом от 29.12.2014 № 476-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве»), а также в Гражданский кодекс РФ, в части процедур, применяемых в отношении гражданина-должника.


Согласно ст. 25 Гражданского кодекса РФ (в ред. от 31.12.2014) гражданин, который не способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда.

Федеральным законом № 476-ФЗ определено, что дела о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судом общей юрисдикции по месту жительства такого гражданина.

Правом на обращение в суд с заявлением о признании гражданина банкротом обладают гражданин, конкурсный кредитор, уполномоченный орган. При этом заявление о признании гражданина банкротом принимается судом при условии, что требования к гражданину составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей и эти требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Законодатель обязывает гражданина обратиться в суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение одного или нескольких требований кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме и размер таких обязательств составляет сумме не менее чем пятьсот тысяч рублей.

По результатам рассмотрения заявления суд принимает решения: о признании обоснованным заявления и введении реструктуризации долгов гражданина, о признании необоснованным заявления и об оставлении его без рассмотрения, о признании необоснованным заявления и прекращении производства по делу о банкротстве гражданина.

Этим же Федеральным законом внесены изменения в ГПК РФ, который дополнен главой 32.1 «Признание гражданина несостоятельным (банкротом)», которая регламентирует порядок судебного рассмотрения такого рода заявлений.

Изменения вступают в силу с 01.07.2015.

 



Прокурор разъясняет

Как отличить лицензионный диск от контрафактного и почему с контрафактными дисками лучше не связываться?

Многие граждане периодически приобретают в магазинах DVD-диски с различными кинофильмами. Скорее всего, далеко не все задумываются о том, являются ли приобретаемые ими диски контрафактными.

Основные требования к продаваемым лицензионным дискам изложены в Постановлении Правительства РФ от 19.01.1998 № 55. В частности, упаковка с диском должная содержать следующую информацию о фильме: номер и дату выданного прокатного удостоверения; наименование фильма, страны и студии, на которой снят фильм, год его выпуска; основные фильмографические данные (жанр, аннотация, сведения об авторе сценария, режиссере, композиторе, исполнителях главных ролей и др.); продолжительность фильма (в минутах), рекомендации по возрастному ограничению зрительской аудитории; наименование, место нахождения изготовителя экземпляра DVD-диска, а также номер лицензии на осуществление деятельности по изготовлению экземпляров DVD-дисков.

В большинстве случаев на лицензионном диске записывается только один фильм. В связи с этим, если Вы в продаже встретили диск, на котором записано 10 фильмов, то с наибольшей долей вероятности этот диск является контрафактным.

Следует отметить, что продажа контрафактных дисков является незаконной и влечёт привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей; на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 рублей. При этом по решению суда подлежат обязательной конфискации все изъятые контрафактные экземпляры дисков.

Если лицо приобретает, хранит или перевозит контрафактные экземпляры дисков с целью их последующего сбыта, при этом стоимость дисков превышает 100 000 рублей, то данные действия уже могут повлечь за собой привлечение к уголовной ответственности по ч. 2 или 3 ст. 146 Уголовного кодекса РФ. Максимальное наказание за данное преступление предусмотрено в виде лишения свободы сроком до 6 лет со штрафом в размере до 500 000 рублей.



Прокурор разъясняет

Порядок проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях

Приказом Министерства здравоохранения РФ №581н от 06.10.2014 утвержден Порядок проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Такие профилактические медицинские осмотры проводятся в отношении обучающихся, достигших  возраста 13 лет, врачом психиатром-наркологом на основании поименных списков обучающихся, утверждаемых руководителем образовательной организации.
Для проведения медицинского осмотра требуется информированное добровольное согласие в письменной форме обучающегося, достигшего возраста 15 лет, либо одного из родителей обучающегося, не достигшего возраста 15 лет. Данные лица вправе отказаться от проведения медосмотра.
Медосмотры проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензии на осуществление деятельности по «психиатрии-наркологии» и «лабораторной диагностике», списки которых составляются региональными органами в сфере здравоохранения.
Образовательная организация совместно с представителями медицинской организации, осуществляющей профилактический медицинский осмотр, проводит собрание обучающихся и родителей, на котором информирует их о целях и порядке проведения профилактического медицинского осмотра.
Медицинский осмотр проводится в медицинской организации в 4 этапа:
1.Профилактическая информационно-разъяснительная беседа с обучающимся, сбор анамнестических сведений и осмотр, включающий в себя исследование кожных покровов, поверхностных лимфатических узлов, видимых слизистых оболочек, перкуссию и пальпацию участков тела (органов), внешний осмотр и ощупывание костей, суставов и поверхностно расположенных кровеносных сосудов, аускультацию органов дыхания, сердца и магистральных сосудов, измерение артериального давления, частота дыхания и пульса, исследование вестибулярных функций.
2. Предварительные химико-токсикологические исследования (ХТИ), направленные на получение доказательных результатов выявления в образцах биологических жидкостей человека наркотических средств и психотропных веществ.
3. Подтверждающие ХТИ, направленные на идентификацию в образцах биологических жидкостей наркотических и токсических веществ.
4. Разъяснение обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, либо одному из родителей обучающегося, не достигшего возраста 15 лет, результатов проведенного профилактического медицинского осмотра.
Сведения о результатах медосмотра вносятся психиатром-наркологом в медицинскую документацию обучающегося.


Прокурор разъясняет

С 02.03.2015 вступают изменения в статью 30 Гражданского Кодекса Российской Федерации, касающейся ограничения дееспособности гражданина.

В данной статье будет определено, в каких случаях психическое расстройство будет признаваться основанием для ограничения гражданина в дееспособности.

Новое основание для ограничения в дееспособности - наличие психического расстройства, вследствие которого гражданин может понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц.

Над лицом, страдающим психическим расстройством и способным понимать значение своих действий или руководить ими при помощи других лиц, будет устанавливаться попечительство. В настоящее время попечительство устанавливается только над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет и над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, а также вследствие пристрастия к азартным играм.

Гражданин, ограниченный в дееспособности по данному новому основанию, как и любой ограниченно дееспособный вправе будет:

- совершать сделки с письменного согласия попечителя (допускается возможность последующего согласия). Сделки, которые вправе совершать несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет, включая мелкие бытовые сделки, ограниченно дееспособный гражданин вправе совершать самостоятельно;

- распоряжаться выплачиваемыми на него алиментами, социальной пенсией, возмещением вреда здоровью и в связи со смертью кормильца и иными предоставляемыми на его содержание выплатами с письменного согласия попечителя. Собственными доходами, включая заработок, стипендии, ограниченно дееспособный гражданин вправе распоряжаться самостоятельно.

Гражданин, дееспособность которого будет ограничена вследствие психического расстройства, самостоятельно будет нести имущественную ответственность по совершенным им сделкам.

Со 2 марта 2015 г. появится возможность признать сделку недействительной в случае, если на момент ее совершения гражданин еще не был ограничен в дееспособности вследствие психического расстройства, но позднее это произошло. Суд будет вправе признать сделку недействительной по иску попечителя такого гражданина, при условии что в момент совершения сделки гражданин не был способен понимать значение своих действий или руководить ими и другая сторона сделки знала или должна была знать об этом. В случае признания сделки недействительной каждая из ее сторон будет обязана возвратить другой все полученное в натуре, а при невозможности такого возврата - возместить стоимость полученного. Кроме того, дееспособная сторона должна будет возместить другой стороне понесенный ею реальный ущерб, если дееспособная сторона знала или должна была знать о недееспособности другой стороны.

Отменять ограничение дееспособности по-прежнему будет суд. Помимо этого, суд сможет изменить степень ограничения дееспособности.

Если основания для ограничения дееспособности гражданина, который вследствие психического расстройства может понимать значение своих действий или руководить ими только при помощи других лиц, изменятся, попечитель обязан будет ходатайствовать перед судом об изменении ограничений дееспособности гражданина.



Прокурор разъясняет

Буклет по патенту.

С 1 января 2015 года иностранные граждане, приехавшие в безвизовом порядке, оформляют только патент как для работы у физических, так и у юридических лиц. Срок обращения для получения патента составляет 30 дней со дня въезда в Российскую Федерацию.

Патент выдается иностранному гражданину на срок от 1 до 12 месяцев. Срок действия патента считается продленным: на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа, но не более 12 месяцев со дня его выдачи.

В Орловской области платёж за патент в 2015 году составит 2038 рублей 92 копейки (за 1 месяц). Не позднее чем за 10 рабочих дней до истечения двенадцати месяцев со дня выдачи патента иностранный гражданин вправе обратиться в УФМС России по Орловской области за переоформлением патента. При этом число обращений за переоформлением патента не может превышать одного раза.

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ПАТЕНТА:

1) заявление о выдаче патента;

2) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина и признаваемый РФ в этом качестве; нотариально заверенный перевод всех заполненных страниц (+копия);

3) миграционная карта с указанием работы как цели визита в РФ (+копия);

4) действующий на территории РФ на срок осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина договор (полис) добровольного медицинского страхования, заключенный со страховой организацией (+копия);

5) медицинские справки (оригиналы) из:

-противотуберкулезного диспансера (г. Орел, ул. Цветаева, д. 16);

-наркологического диспансера (г. Орел, ул. Карачевская, д. 42а):

кожно-венерологического диспансера (г. Орел, ул. Пушкина, д. 68);

Центра СПИДа (ВИЧ-инфекции) (г. Орел, ул. Лескова, д. 31).

6)  документ, подтверждающий владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ (+копия). Центры тестирования для получения сертификата: г. Орел, ул. Комсомольская, д. 41, каб. 103, тел. 74-43-55; г. Орел, ул. Генерала Родина, д. 69, тел. 43-09-62; г. Орел, ул. Бульвар Победы, д. 5а, каб. 208, тел. 47-52-61; г. Орел, ул. Наугорское шоссе, д. 29, тел. 41-98-11.

7)  уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (+копия);

8) документ, подтверждающий уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа;

9) в течение 2 месяцев со дня выдачи патента копию трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для юридических лиц.

10)  работодатель или заказчик работ, привлекающий иностранного гражданина для осуществления трудовой деятельности, в течение 3 рабочих дней с даты заключения договора обязан уведомить УФМС России по Орловской области.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ